www.colour-world.com

 

Система реставрации

print this page

ВОССТАНАВЛИВАЯ КРАСОТУ ИСТОРИИ

После решения конструкционных задач старого дома, обновления крыши, установки водосточных труб и желобов очередь доходит до фасадов. Ведь именно они придают строению завершенный вид.
Историю нельзя повторить, но ее можно хранить. Одной из возможностей является сохранение старых зданий, имеющих архитектурную ценность или просто неповторимый внешний вид. Чувство ответственности перед будущими поколениями побуждает создавать нечто поистине совершенное, исходя из нынешних возможностей и используя в то же время почерпнутые из прошлого и непреходящие истины.

Архитектор Цезаря Витрувий – или просто великий римский архитектор – две тысячи лет назад самым важным в здании считал прочность строения, удобство и вкус (firmitas – commoditas – et venustas). По его словам, прочность строения достигается благодаря правильному выбору материалов, при этом не стоит быть скупым. Культура цемента и бетона предала забвению навыки использования старых самобытных материалов. Забыто также понимание равновесия сил старых зданий. В современном строительстве существует правило, что прочное всегда лучше слабого, и поэтому предпочтение отдается бетону, стали, пластмассе. Для более раннего строительного искусства и мастеров того времени равновесие сил означало использование более податливых материалов, что значило использование соединений совсем другого типа даже между самыми мелкими деталями строения. Отсюда произошел выбор материалов, сочетание разных изделий, гидромеханика. Любая реставрация – это ответственность, будь то историческое здание или произведение изобразительного искусства. Для реставрации объекта необходимы специальные навыки, материалы, рабочие инструменты и знание техники реставрации.

Во время реставрации скульптуры Микеланджело «Пиета» никому и в голову не пришло бы использовать синтетические замазки, органические связующие вещества, искусственные шпаклевочные смеси. При реставрации картины Леонардо «Мона Лиза» никто не стал бы искать ни синтетических красок, ни органических пигментов. Почему бы с историческими фасадами нам не поступать таким же образом? Никуда не исчезла возможность использовать штукатурки, шпаклевки и краски, имеющие состав, аналогичный оригинальному. Нужно только захотеть. Говоря о восстановлении краски на стенах исторических строений, следует учитывать более ранний подход к проблеме.

Хороший обзор дают, например, изложенные в 1988 году в Брессанонской исследовательской конвенции точки зрения, которые в числе прочего определили свойства земляных красок для стен через века до послевоенного времени (полупрозрачность расцветок, богатство компонентов красок, как следствие этого – мягкость тонов, «богатая», но четко разграниченная возможными тонами гамма), зафиксировали произошедший в 50–60 годах уход от этих традиционных средств к повсеместно используемым в наши дни средствам (эмульсионные краски для стен с полимерными связующими веществами и с другой покрывающей способностью), а также недостатки, проистекающие из использования таких новых систем окрашивания в исторических строениях, как «стойкий тон» расцветки и полная равномерность, «эффект картона» синтетических красок. Прогуливаясь в одном из красивейших мызных ансамблей Эстонии, представляющем наслоение различных эпох, и видя фасад построенного в стиле классицизма главного здания, когда-то покрытый напоминающей половую краску коричневатой замазкой (явно в качестве единственной возможности), становится не по себе.
© 2005 ES Sadolin